О музейном собрании

Основой для первой экспозиции Ивангородского музея, открывшегося в 1980 году, стала уникальная семейная коллекция  Билибиных-Потоцких. Она насчитывала  более 100 художественных работ живописи, графики, декоративно-прикладного искусства  художников И.Я. Билибина и его жены А.В. Щекатихиной-Потоцкой. Коллекция была передана в дар музею сыном А.В. Щекатихиной-Потоцкой, Мстиславом Николаевичем Потоцким.

Уникальная личность, человек с интересной судьбой, М.Н. Потоцкий, воспитываясь в семье известных художников, познавал окружающий мир, общаясь с выдающимися мастерами «серебряного века»: Александром Куприным, Федором Шаляпиным, Анной Павловой, Константином Коровиным, Борисом Кустодиевым, Николаем Рерихом. Мстислав Николаевич Потоцкий всю жизнь оставался надежным хранителем семейных традиций и реликвий. 

 После смерти Мстислава Николаевича связь семьи с музеем не прекратилась. В 2001 году Ириной Алексеевной Потаповой, супругой М.Н. Потоцкого, были подарены работы И.Я. Билибина: эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам и графика французского периода творчества А.В. Щекатихиной-Потоцкой. Это были семейные ценности, оставленные ей мужем «на черный день».

Продолжая благородное дело Мстислава Николаевича, Илья Александрович Кокошкин (приемный сын Потоцких) и его супруга  Светлана Александровна подарили Ивангородскому музею множество реликвий своей семьи, что позволило открыть мемориальную комнату, в которой представлены фотографии, книги, предметы быта и личные вещи художника. Одним из последних ценных подарков стала работа И.Я.  Билибина – эскиз  костюма половчанки к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 

Периодизация

Представленные в музее работы художника раскрывают все периоды творческого пути: петербургский, египетский, французский, ленинградский. Из сказочной билибинской Руси можно попасть в средневековую Францию, античное Средиземноморье, библейскую Палестину… 

 Ранний период творчества И.Я. Билибина в коллекции музея представлен несколькими живописными работами конца 1890-х-начала1990-х  гг., такими как «Лесник», «Дуняша», «Сосна», «Аллея». Билибин создает эти этюды в Тверской губернии, где проводит лето у друзей. Здесь же он работает над первыми иллюстрациями к русским сказкам, позже изданными Экспедицией заготовления государственных бумаг (Сказки «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна Лягушка», «Белая уточка» и другие) . 

С 1902 художник совершает несколько экспедиций по Русскому Северу, собирая народные изделия (вышивки, костюмы, бытовую утварь) для этнографического отдела Государственного Русского музея. В коллекции музея представлены праздничный вологодский костюм замужней женщины, костюм незамужней девушки Архангельской губернии, роскошный северный кокошник, выполненный  в технике серебряной  нити. Путешествуя по Русскому Северу, Билибин делает  зарисовки сохранившихся памятников старины и много фотографирует. Открытки с изображением северных пейзажей, исторических персонажей Древней Руси, с иллюстрациями к русским сказкам, изданные в 1900-х годах, составляют большую часть собрания петербургского периода.

В 1910 году Билибин приобретает на паях с товарищами из петербургской и московской интеллигенции участок в местечке Батилиман, расположенном на  южном берегу Крыма.  Каждое лето он проводит в Крыму, а с конца сентября 1917 года и до декабря 1919 года живет здесь безвыездно. В этот период художником создана большая серия пейзажей, изображающих разнообразные уголки любимого им Крыма, такие как «Сахарные головки», «Старые орехи», «Байдарская долина», «Гора Каланых-Кая». Здесь же   Билибин в 1918 году создает один из лучших портретов В.Е. Чириковой, дочери писателя Е.Н. Чирикова.

В 1920 году И.Я. Билибин попадает в Египет, где живет до 1925 года. Египетская коллекция в Ивангородском музее небольшая, но разнообразная. Это и археологические находки, приобретенные художником во время путешествий по Египту (маски, фигурки, детали сосудов), и предметы быта (ваза, поднос, фотоаппарат), и коллекция египетских народных картинок. В Египте Билибин много работает в жанре портрета. Он стремится передать этнический тип и индивидуальные особенности египтян. («Египтянка», «Мальчик-феллах».) В 1924 году И.Я. Билибин вместе с женой А.В. Щекатихиной-Потоцкой совершает путешествие в Палестину, Сирию, Ливан.  В результате поездки художником написаны превосходные пейзажи, такие как «Старые маслины. Ливан». Немногочисленная графика представлена в музее эскизами этикеток для египетских сигарет фирмы «Мотоссиям» и эмблемы для общества друзей искусства в Александрии.

Для гастрольной труппы А.П. Павловой И.Я. Билибин выполнил эскизы декораций и костюмов к балету Н.Н. Черепнина «Роман мумии». В фондах музея хранится эскизы декорации к этой постановке, в которой художник великолепно воплощает древнеегипетские стенные росписи.

С 1925 года начинается парижский период жизни и творчества И.Я. Билибина, растянувшийся на 11 лет. Коллекция работ художника этого времени — самая большая в музее. Попав в Париж, он оказывается в центре русской художественной эмиграции. Во Франции работу мастера в большей степени определял театр. За этот период им созданы, в частности, эскизы декораций и костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (эскиз декорации и эскиз  костюма Ткачихи) .

В 1930-х годах И.Я. Билибин оформляет  оперу А.П. Бородина «Князь Игорь». В Ивангородском музее хранятся эскизы костюмов князя Владимира, Кончаковны, половецкого воина, половчанки, эскиз декорации «Палаты Ярославны». Также в фондах музея находятся эскиз декорации и два эскиза костюмов поляков к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

В 1931 году художник работает над декорациями и костюмами к балету И.Ф. Стравинского «Жар-птица» в постановке М.М. Фокина для театра «Колон» в Буэнос-Айресе, музей хранит несколько эскизов: костюмов «Воин», «Кащей» и «Кот» и эскиз декорации.

В 1934 году И.Я. Билибин выполняет декорации и костюмы к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» для Городского театра в Брно, в 1935 году – эскизы декораций, костюмов и занавеса для «Сказки о царе Салтане» в Национальном театре в Праге. 

В Париже И.Я. Билибин возвращается к любимой работе над книгой. Сказка по-прежнему остается излюбленной темой художника. В музее имеется замечательное собрание эскизов иллюстраций к русским сказкам, сказкам Андерсена и сказкам братьев Гримм. Это – эскиз обложки сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка», эскиз иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», иллюстрация к сказке «Поди туда – не зная куда». Он также иллюстрирует роман А. Толстого «Петр I» («Царевич Алексей», «Раненый боец», «Барабан», «Боярин Матвеев»).

В музее хранится также большая коллекция книг данного периода: роскошное издание «Сказки избы» 1931 года, «Сказки ужихи» 1932 года, сборник арабских сказок «Ковер-самолет» 1935 года, «Сказка о золотой рыбке» 1933 года. 

Не забывал художник и свой любимый жанр – пейзаж. Большинство работ были созданы им  на юге Франции  в Лафавьере, где И.Я. Билибин приобрел дачный домик и проводил с семьей летнее время.

Завершающим этапом творчества И.Я. Билибина стал ленинградский период. В 1936 году И.Я. Билибин возвращается в Россию и сразу включается в работу: преподает во Всероссийской Академии художеств, иллюстрирует «Сказку о рыбаке и рыбке» (1938), оформляет издание «Онежские былины», записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года» (1938-1940). В 1940 году Билибин  работает над эскизами костюмов к белорусскому фильму «Коваль-богатырь» («Эскиз костюма одного из слуг Цепока»). 

Художник совершает поездки в Крым, на Украину и Кавказское побережье Черного моря.

Акварельные пейзажи ленинградского периода, такие как «Дача Билибина в Батилимане. Крым» (1940), «Ущелье в Лазаревке» (1938), «Неоконченный пейзаж под Льговом» (1939), «Хата в Набутивке»(1938) –это поистине  золотой фонд «билибинской » коллекции.

Коллекция

Коллекция Ивангородского музея – одна из самых многогранных и значительных собраний произведений художника в России.

Особый интерес в коллекции представляют собой личные вещи художника, предметы быта, мебель. Среди них есть поистине уникальные, такие как ящик с красками и кисточки, фотоаппарат, письменный стол художника.  Всего в историко-бытовом разделе коллекции насчитывается 64 предмета.

В фондах музея хранятся 200 фотографий, 160 негативов, многие из которых  являются мемориальными, поскольку на них  изображены  не только члены семьи И.Я. Билибина, но и такие выдающиеся личности, как русская балерина Анна Павлова, Александр Вертинский, Александр Куприн, Саша Черный. К особо ценным можно отнести фотографии, на которых запечатлены сцены из оперы «Царь Салтан»  в постановке Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова в 1937 году.

Коллекция Ивангородского музея насчитывает 9 документов (заграничный паспорт, дневник, извещение об эвакуации, о въезде в СССР, талоны в столовую, приглашение в члены жюри, на творческую встречу, тетрадь с эпиграммами).

Таким образом, жизнь и творчество выдающегося русского художника Ивана Яковлевича Билибина  широко и разнообразно представлены в коллекции Ивангородского музея.

Материалы раздела предоставлены Ивангородским музеем.

© «Ивангородский филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство» – Ивангородский музей.

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы