Жанровое многообразие в творчестве Билибина

Билибин впервые в истории русской книги разглядел художественное целое там, где остальные видели лишь отдельные частные моменты оформления. Воспринимая книгу как законченное цельное произведение искусства, он разработал единую структуру художественное оформления, состоящую из обязательных графических элементов: типовая обложка, страничные и полосные иллюстрации, страничные рамки, заставки, концовки, рисованный шрифт.

Идея «красивой книги» как образца печати прочно утвердилась в его творчестве. Иллюстрации должны соединять образы всей печати листа, быть декоративны по характеру, глубоко и прочно увязаны с природой шрифта и его композицией, как и орнамент, должны найти своё место в тексте, а не отрываться от него. Единой структуре графики соответствует единый изобразительный принцип оформления. Художник использует 3 вида иллюстраций: сюжетный – для страниц, образно-ассоциативный – в заставках и концовках, орнамент и декор – в бордюрных рамках.

На рубеже веков в России интенсивно развивается издание журналов. Их жанровый диапазон становится необычайно разнообразным, все более полно отвечая задаче популяризации знаний. Их адресная направленность журналов все более дифференцируется, ориентируются на различные по профессиональным и возрастным интересам группы читателей.

Искусство модерна ярко проявило свою направленность и формальные стилистические особенности в массовой печатной графике (открытки, плакаты, реклама, украшения). Многие крупные художники в Европе и России плодотворно работали в этой сфере. Билибин раньше многих своих коллег почувствовал художественные возможности этой области изобразительного искусства и с увлечением к ней обращался.

В искусстве рубежа XIX—XX веков актуальной стала идея синтеза искусств, таких, как архитектура, монументальная живопись и скульптура. Живописные панно, фрески, витрины, мозаики, орнаментально-пластический декор активно включаются в архитектурно-художественные решения общественных и деловых зданий, частных особняков. Многие художники успешно работают в этой области, и каждая национальная художественная школа создает свой вариант решения этой проблемы.

Обращение модерна к искусству театра было явлением интернациональным. В России оно развивалось во многом глубже и самобытнее, чем в других европейских странах, и стало блистательным воплощением достижений русской культуры. Как и многие художники «Мира искусства», Билибин считал театральную живопись одной из самых значительных областей изобразительного искусства, а синтез музыкального или драматического действия с живописным образом — важнейшей задачей современной искусства.

Билибин страстно любил природу. Эта любовь, скрытая за чеканными линиями графики или запрятанная в условной сказочной декорации, становится явной в пейзажах художника. Каждый из них имеет точное географическое название, и в каждом создается портрет-образ местности. Всегда мысливший линией и плоскостью, Билибин и в живописи стремится к графичности, ищет и отыскивает её, что придает его пейзажам своеобразную, изысканную прелесть.

Искусство Билибина-портретиста всегда находилось в тени искусства Билибина-книжного графика и театрального художника. Художником действительно выполнено не более двадцати портретов в карандаше, сангине и акварели. В портрете Билибин почти не работал маслом — лишь юношеские портретные штудии написаны в этой технике, но каждый из его редких портретов свидетельствует о таланте и мастерстве художника.

«Голосом крови» назвал Билибин свою любовь к русскому народному творчеству. В 1902-1904 годах он участвовал в археологических экспедициях по Русскому Северу, в отдаленных уголках Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Тверской губерний, фотографировал и делал зарисовки с древних деревянных изб и церквей, костюмов, вышивок, утвари, предметов быта, пейзажных видов, собирал древнерусские иконы, русские лубки и пряничные доски, гравюры. Привезенные из северных деревень реликвии народного искусства  стали основой Этнографического отдела музея Александра III и положили начало собственной коллекции художника. В ней было 6 полных комплектов женского национального костюма разных местностей России.

Через сто лет человечество не будет иметь времени для чтения. А вот фотографии будут всегда смотреть с интересом. Снимайте всё, что можно. Хотя бы для художников будущего. Чтобы не врали.

И. Билибин за 5 недель до смерти

Сам Билибин фотографировал всегда и везде: пейзажи, деревья, скалы, архитектурные ансамбли, памятники старины, интерьеры, скульптуры, элементы орнамента, предметы обихода, костюмы. Однако фотографироваться терпеть не мог, — вспоминал М. Потоцкий, пасынок художника. На Севере, в Крыму, Египте, Сирии, Палестине, в Бретани, Провансе, на Кавказе и опять в Крыму, — Билибин не расставался с камерой. Фотографирование имело в его творчестве значение не меньшее, чем его книги. Фотоснимки служили художнику вспомогательным материалом — этнографическим, архитектурным, видовым. Он использовал их в работе над иллюстрациями, как архив собственных произведении, а также в учебных, образовательных целях. Фотоархив Билибина велик и разнообразен.

Материалы раздела предоставлены Ивангородским музеем.

© «Ивангородский филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство» – Ивангородский музей.

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы